index.html | 4957403654 | 7403654@mail.ru | sitemap.html

Поколение глухих

Громкий звукКогда пару лет назад в новостях прошла история о немце, который потерял слух и не расстроился, а наоборот возрадовался и душевно удовлетворился, так как перестал слышать докучающих ему жену и начальство, мы улыбнулись и забыли. Но все чаще в общем инфопотоке встречются сообщения о том, как теряют слух музыканты и звукорежиссеры. Впрочем, на фоне войн и спорта подобные вещи все равно остаются где-то далеко на заднем плане. Меж тем, глухих людей становится больше, а причины все чаще связаны с цивилизованной городской культурой и жизнью.

Люди привыкли жить громко. И если в давние времена это самое «громко» было связано разве что с праздниками и песнопениями, да может быть еще войнами, то сегодня шумы окружают нас повсюду, а в музыкальной среде наблюдается тяга к «извращенным» формам музыкального самовыражения. Люди готовы с удовольствием слушать звуки городской стройки, а на фестивалях электронной музыки подчас основной упор делается на громкие низкие частоты и режущие слух высокие. Ухудшается музыкальный вкус и звуковосприятие. Это факт, который уже около 10 лет обсуждается на самых разных уровнях. И ладно бы речь шла только о личных пристрастиях людей. Современного городскому жителю приходится внимательно слушать шум поездов в метро, фон многомиллионного муравейника, шумы постоянных строек и автострад. Между тем, даже этот фон граничит с порогом восприятия, который множеством ученых принят за переходный. При его превышении начинаются неприятные ощущения в слуховом аппарате.

Шум в метроИзвестный факт, что громкий звук усиливает действие наркотиков, в том числе и алкоголя, тем самым как бы являясь катализатором эйфории. Поэтому люди привыкают к громкой музыке, точнее сказать к басам, и им требуется постоянная подпитка. К сожалению, немногие из них знают о том, что при частом прослушивании громкой музыки, они могут лишиться этой возможности навсегда. В некоторых странах в клубах существует система информирования посетителей (в режиме реального времени) о превышение предельно допустимых уровней громкости. Таким образом, посетитель в курсе того, что он может повредить слух. Тут можно отметить и еще одну проблему. Дело в том, что в ряде музыкальных представлений и шоу часто используют невероятно высокие уровни звука, для того чтобы «шокировать» слушателя, произвести на него сильнейшее звуковое впечатление, усилить эмоциональную составляющую присутствия на данном концерте. Конечно, никого особо не беспокоит то, что для кого-то неожиданный громкий звук может иметь непредсказуемые последствия. Поднятие уровня громкости низких частот также довольно нередкий прием на дискотеках и вечеринках. Еще одна причина, которая вынуждает организаторов или музыкантов делать свои произведения громче – это некачественная запись или просто плохое исполнение/сведение. Интересно и то, что согласно наблюдениям людей с классическим музыкальным образованием, становится всё меньше молодых людей, способных различить мажор и минор. Это удручающее явление некоторые акустики связывают также с общим шумовым загрязнением пространства.

НаушникиМногие из нас слышали о вреде для слуха громких звуков, а также долгого прослушивания музыки в плеере, но мало кто догадывается то, что эти данные взяты не наобум, а выведены из серьезных статистических и научных исследований. Вопросом массового ухудшения и потери слуха ученые занимаются уже несколько десятилетий. В научном мире выделяют два типа ухудшения слуха (сдвига порога слышимости): временный и постоянный. Временный сдвиг не очень опасен, так как полнота слуха возвращается к человеку максимум в течение суток. Однако если вы музыкант или работаете в очень шумной среде, то есть все шансы для возникновения постоянного сдвига порога слышимости. Это уже реальное негативное изменение слуха, которое называется нейросенсорной глухотой. Она возникает из-за длительных воздействий на уши высоких уровней звукового давления, в результате которого в ушах повреждаются волосковые клетки, отвечающие за передачу цифрового кода слышимого в мозг. Эти повреждения необратимы.

Порог слышимости существует  как для тихих, так и для громких звуков. Исследователи пришли к выводу, что с годами порог слышимости тихих звуков становится все больше и больше, то есть, чем моложе поколение, тем хуже слышат его представители. С громкими звуками ситуация немного проще. Порог их восприятия напрямую связан с болевыми ощущениями. Например, звуковое давление в 100 децибел, что соответствуют уровню некоторых концертов и лишь на 10 децибел выше, чем шум метро, принято считать порогом неприятных ощущений. Думаю, тут многие улыбнутся, вряд ли кому-то в радость шум двигающихся в подземке составов. А при долгом нахождении в метро даже устаешь быстрее. При уровнях звука в 130 децибел человек испытывает ощущения, схожие со взлетом в самолете, а звуковое давление в 140 децибел считается болевым порогом. Между прочим, некоторые тяжелые гитарные композиции своими звуковыми эффектами преодолевают порог даже в 150-160 децибел, что, конечно, не лучшим образом влияет на слух.

Разработана целая научная теория о том, как в долгосрочной перспективе воздействует на слух частое прослушивание громкой музыки или работа в очень шумных условиях. В группу риска входят профессиональные музыканты любых направления и стилей, звукорежиссеры, частые посетители клубов и музыкальных фестивалей. Тусовщики, активно посещающие клубы и «пати» (от англ. party), часто отмечают временное снижение порога восприятия звуков после ночных плясок. Для некоторых эффект заложенных ушей после веселой ночки своего рода показатель удавшейся вечеринки. На самом деле, у особо ярых поклонников клубного отдыха порог чувствительности снижен уже навсегда. Простым языком можно сказать, что они адаптировались к жизни в условиях громкого звукового фона. В действительности, просто испортили себе слух. Существуют формулы, используя которые, можно подсчитать на какой уровень может снизиться восприятие звука с течением лет. Математика неумолима. Музыканты, не использующие специальных средств защиты, с течением времени могут оглохнуть. Впрочем, речь идет лишь о тех, кто действительно тратит на это занятие большую часть жизни. Кстати, к вопросу об электронных вечеринках. Интересный момент, что наиболее сильно вредят ушам не низкие частоты, а высокие – особенно на громких уровнях звукового давления. Именно на эти частоты делается упор в так называемой интеллектуальной электронной музыке.

Громкий звукПоговорим немного о конкретных цифрах. Итак, теоретически повреждения слуха могут проявиться уже на уровне воздействия в 85 дБ. Причем, если взять данный уровень звукового давления в качестве критического порога, после которого уши начинают уставать, то следует учесть еще один немаловажный фактор. Дело в том, что при увеличении громкости звука всего на 3 дБ, время комфортного пребывания в помещении с подобным фоном сокращается вдвое. Это можно и нужно учитывать всем, кто работает в шумных условиях. Если говорить об уровнях в 120-150 децибел, то это уже довольно опасная громкость даже при недолгом прослушивании музыки. Стоит также вспомнить про цифровые аудио и видеоплееры. Многие пользователи современных устройств повышают уровень звука в своих наушниках до 90 дБ и выше. При долгом прослушивании (по 3-5 часов) на такой громкости слух также начинается портиться.

Помимо нейросенсорной глухоты (т.е. увеличения порога слышимости) громкие звуки и музыка способы привести и к другим повреждениям слуха. Например, тиннитус. Это явление характеризуется тем, что человек слышит несуществующие, фантомные звуки. Особенно неприятно оно для людей работающих со звуком напрямую. Современные врачи не знают чем можно помочь людям, страдающим от этого недуга, кроме как посоветовать спокойную и тихую жизнь где-нибудь на природе.

Берегите свой слух, дорогие читатели. Если вы не профессиональный музыкант, старайтесь слушать музыку дома на хорошей аудиосистеме, поменьше пользуйтесь наушниками, особенно в метро и транспорте. По возможности избегайте долгого нахождения в условиях повышенной громкости. Ведь даже на шумной вечеринке всегда можно найти спокойное место, где ваши уши немного отдохнут. Желаю вам чистого хорошего звука вокруг!

© Евгений Курышев (http://www.hifinews.ru/article/details/7494.htm)

 

index.html | 4957403654 | 7403654@mail.ru | sitemap.html © 1994 – 2009 СКБ РАСТР