index.html | 4957403654 | 7403654@mail.ru | sitemap.html
Что изменилось за последние 30 лет? Какие новые технологии и материалы пришли в индустрию звукоусиления?
Электроакустические преобразователи в конструктивном отношении претерпели минимальные изменения, в основном потому, что появились материалы с улучшенными свойствами.
Появление мощных усилителей сделало актуальной разработку громкоговорителей большой единичной мощности. Это стало возможным благодаря применению новых термостойких материалов и изменению конструкции магнитной системы с целью улучшения теплоотвода.
Используя новые полимерные материалы мембран громкоговорителей, удалось уменьшить массу подвижной системы и увеличить эффективность преобразователя. Появились мощные громкоговорители формата 6 дюймов, конкурирующие с драйверами в диапазоне частот 300…3000 Гц.
Стали применяться редкоземельные магнитные материалы, что позволило снизить вес громкоговорителя. Фирма JBL на базе редкоземельных магнитов создала новую конструкцию магнитной цепи с двойной катушкой. Увеличение поверхности звуковой катушки дало возможность увеличить мощность и повысить эффективность среднечастотных громкоговорителей.
Мощные ленточные громкоговорители для профессиональных звуковых систем позволили поднять технологию линейных массивов на новый качественный уровень.
Усилители стали мощнее, надежнее, легче благодаря применению мощных полупроводниковых приборов.
Мощные транзисторы позволили выполнить усилители большой единичной мощности, а блоки питания с преобразованием частоты — резко снизить вес и габариты усилителей.
Мощные усилители стали выполняться по схеме класса D и H. Применение широтно-импульсной модуляции в выходных каскадах усилителя снизило тепловыделение настолько, что стало возможным уменьшить высоту даже самых мощных усилителей до 1U.
Процессоры обработки сигнала и микшерные пульты сменили элементную базу, что привело к расширению функциональности этих приборов.
Увеличилась функциональность микшерных пультов. Появились аналоговые пульты с автоматизацией и полностью цифровые микшерные пульты, а также многофункциональные цифровые процессоры.
Появился компьютерный интерфейс и дистанционное управление приборами.
Системы доставки сигнала «освоили» цифровую технологию,что обеспечило сквозной цифровой тракт от источника сигнала до усилителя. В связи с этим возникло несколько стандартов передачи аудиосигнала, отличающихся как типом линии связи (коаксиальный кабель, кабель 5-й категории), так и транспортным протоколом. Адаптация технологии построения компьютерных сетей к нуждам передачи непрерывных потоков аудиоданных уже сейчас позволяет создавать сложные аудиокомплексы, в которых гибкость системы обеспечивается возможностью различных устройств взаимодействовать между собой, используя общую систему передачи данных.
Построение системы звукоусиления должно учитывать условия эксплуатации такой системы. Мобильные звукоусилительные комплексы строятся несколько иным способом, нежели стационарные. Это связано с модульным принципом построения мобильных комплексов, когда экономически целесообразно иметь большое количество однотипных элементов.
Стационарный комплекс может иметь большое число различных элементов системы, однако состав звукоусилительного оборудования не меняется от представления к представлению, а изменение архитектуры системы обеспечивается в основном настройками процессоров управления громкоговорителями и изменением конфигурации микшерного пульта.
Мобильный комплекс должен иметь гибкую архитектуру, чтобы было можно ежедневно менять состав оборудования в зависимости от концертной площадки и поставленной задачи. Вследствие интенсивной эксплуатации, мобильность, надежность и ремонтопригодность являются определяющими характеристиками при создании таких комплексов. Эти требования объясняют популярность 19-дюймового формата приборов, обилие дорогих разъемов, размеры крупногабаритного оборудования, кратные ширине и высоте автофургона, а также наличие колес и тележек для перемещения оборудования по концертной площадке. Оборудование, рассчитанное для работы на малых площадках, выполняется таким образом, чтобы два техника могли осуществлять погрузочно-разгрузочные работы. Большие мобильные звуковые комплексы для туров рассчитаны на применение автопогрузчика, даже внутри самолета.
Прежде чем приступить к созданию системы электропитания звукового оборудования, следует удостовериться в том, что источник электропитания соответствует требованиям надежности, электробезопасности и помехозащищенности. Как известно, корпуса всех электроприборов должны заземляться. Это требование электробезопасности должно соблюдаться для любого прибора, на корпусе которого может оказаться опасное напряжение. С этой целью внутренние электросети выполняются тремя проводниками для однофазных цепей и пятью проводниками для трехфазных. Неправильная топология заземляющих проводников, чувствительные к помехам приборы и ошибки в исполнении линий передачи аудиосигнала становятся причиной возникновения шумов в системе.
В связи с появлением многочисленных приборов, излучающих радиопомехи, выросла вероятность детектирования радиопомех на входных цепях аудиоустройств. Этот режим наступает, когда уровень синфазной помехи на симметричных входных цепях аудиоприборов достигает пороговой величины и перегружает входную цепь прибора. Так как радиопомехи не удается полностью исключить, то задача состоит в том, чтобы уменьшить эти помехи ниже порога перегрузки. В условиях особенно сильных синфазных помех выручают развязывающие трансформаторы.
Для борьбы с помехами применяются симметричные линии передачи аудиосигналов и схема выравнивания потенциала корпусов звуковых приборов с помощью проводников заземления. При соблюдении этих условий запас помехоустойчивости системы возрастает до такого уровня, что уже не требуется отдельный источник заземления — достаточно подключить заземляющий проводник звуковой системы к нейтрали электрощита. В современных звуковых системах подключение защитного заземления PE (Protective Earth) и соединение звуковых приборов стандартной симметричной экранированной витой парой выглядят следующим образом:
Подключение несимметричных приборов |
Подключение симметричных приборов |
Как видно из схемы, общий проводник заземления и экран аудиокабелей создают земляные петли, однако в современных приборах ущерб от наведенных токов нейтрализуется двумя приемами:
В условиях больших радиопомех отключение экрана от корпуса прибора разрывает земляную петлю, однако в этом случае экран вместе с находящимися в нем проводниками превращается в антенну, в которой радиопомехи индуцируют напряжение, способное перегрузить входные цепи приборов.
Часто приходиться сталкиваться с ситуацией, когда и звуковую, и осветительную системы приходится подключать от одного источника. Каким образом обеспечить электромагнитную совместимость такого оборудования? Начнем с того, что цепи электропитания оборудования должны прокладываться таким образом, чтобы способствовать снижению уровня взаимных помех. Случается, что от электрощитовой в тиристорную выполнена трубная разводка, не позволяющая осуществить прокладку проводов требуемого сечения в одной трубе. В этом случае следует разбить нагрузку на группы и запитать отдельными фидерами.
Непременным условием правильного монтажа является прокладка всех пяти проводов фидера в одной трубе. В этом случае будет выполнено условие, когда сумма токов, протекающих по всем проводникам, проложенным в трубе, равна нулю. Это значит, что при протекании тока в нагрузке магнитное поле за пределами трубы будет равно нулю. Теперь представим себе, что случится, когда фазные проводники находятся в одной трубе, а проводники нейтрали и заземления в другой.
Несимметрия нагрузки на разных фазах приводит к появлению разностного тока фазных проводников, который потечет в обратном направлении по нейтральному проводнику, проложенному в другой трубе. Как известно, вокруг любого проводника с током возникает магнитное поле, а металлическая труба только усиливает этот эффект. Получилась паразитная индуктивность, образуемая током, протекающим по одной трубе в нагрузку и возвращающимся по другой трубе. Все проводники, проложенные в соседних трубах, будут являться вторичной обмоткой такого трансформатора и приобретут наведенный потенциал помехи. Но это еще не все. Сила Лоренца, возникающая между соседними проводниками с током, приведет к появлению механического взаимодействия проводников. Как известно, это явление используется в электродинамическом громкоговорителе, и мы, вдобавок к электрическим помехам, услышим, как «поют» трубы.
Не меньшую опасность представляет индуктивность нейтрального и заземляющего проводников. Падение напряжения на этой индуктивности приводит к перекосу фаз и ограничению тока короткого замыкания, который может оказаться недостаточным для срабатывания автомата защиты.
Допустим, мы выполнили цепи электропитания в соответствии с правилами и избежали акустических и электромагнитных помех в звуковом диапазоне. Кроме помех звукового диапазона, еще существуют радиопомехи, которые хоть и находятся за пределами звукового диапазона, но, попадая на активные элементы звуковых приборов, вызывают перегрузку и становятся слышимыми в виде щелчков и зудения.
Как известно, радиопомехи быстро затухают с расстоянием, и если световое и звуковое оборудование подключено к общему источнику электропитания с помощью отдельных силовых кабелей длиной 15 и более метров, то этого обычно бывает достаточно для ослабления радиопомех до безопасной величины. Применение подключения звуковой и световой систем к разным фазам источника электропитания мало влияет на ситуацию, потому что общий нейтральный проводник служит таким же передаточным мостом для радиопомех, как и фазный.
Несмотря на простоту этих рекомендаций, существующие звуковые комплексы очень часто нарушают эти базовые принципы, со всеми вытекающими последствиями.
Ничто так не влияет на звук, как акустические свойства помещения. К сожалению, акустические свойства помещения формируются еще на стадии проектирования, а архитекторам часто и не ставится задача обеспечения акустических свойств. Особенно это замечание справедливо в отношении спортивных сооружений. Например, спортивный зал «Дружба» в Лужниках является примером такого проектирования. За последними рядами трибун и кровлей этого зала существовал небольшой проем, позволявший звуку со сцены проникать в фойе. Фойе, выполненное из стекла и бетона, стало, по сути, звуковым мешком, где звуковая энергия накапливается и затем переизлучается обратно в зал.
Другим примером является преобладание архитектурных соображений над акустической целесообразностью, в надежде на чудесные свойства современной техники. Напротив, там, где выполняются рекомендации экспертов по акустике залов, становится возможным обеспечить приемлемые акустические характеристики зала, даже если помещение изначально не планировалось для использования системы звукоусиления.
Типичной ошибкой при проектировании системы концертного звукоусиления является неправильное использование методик, нацеленных на выполнение речевых критериев разборчивости и равномерности звукового поля. Когда речь идет о воспроизведении таких непростых инструментов, как большой барабан, то применение методик, основанных на речевых критериях, не отражает поведение звуковой системы на частотах ниже 100 Гц, что приводит к печальным результатам. Например, во время одной из постановок «Рождественских встреч» в «Олимпийском» звуковая прокатная компания разместила 6 кластеров примерно равной мощности по площади зрительских мест. Два кластера были установлены обычным образом по краям сцены, а четыре дополнительных кластера были вынесены к трибунам и включены через линию задержки. Такая схема повысила речевую разборчивость и равномерность звукового поля, однако звучание большого барабана полностью потеряло низкочастотную часть спектра. На низких частотах трудно ограничить область работы кластера какой-либо зоной зрительских мест, поэтому разделение портальной системы на 6 равных частей уменьшило уровень прямого звука и увеличило количество запаздывающих низкочастотных сигналов. В результате тембр «бочки» изменился до неузнаваемости и она перестала восприниматься как ударный инструмент. В этом случае гораздо менее болезненным компромиссом была бы потеря звукового давления на удаленных местах при сохранении тембра звучания ударных инструментов.
В том же «Олимпийском» за несколько лет до этого другая звуковая компания вывешивала 40 кВт Electro-Voice MT-4 на четырех разнесенных подвесках, что тоже не способствовало сохранению тембра звучания ударных инструментов.
Еще одной особенностью концертного звукоусиления являются настройки звуковой системы, весьма далекие от звучания домашней звуковой системы. Тембр звучания звуковой системы должен соответствовать расстоянию зрителя от сцены. В концертном зале «Россия» подвесные портальные системы позволяют настраивать на балконе такой же тембр звучания звукоусилительной системы, как и в партере, однако более комфортной получилась «мягкая» коррекция с пониженным уровнем высоких частот. Оказалось, что на удалении от сцены очень неестественно воспринимается «близкое» звучание инструментов. Естественность тембра звучания инструментов вошли в противоречие с критерием равномерности звукового поля.
В связи с распространением домашних кинотеатров многие имели возможность познакомиться со стандартом звукозаписи 5.1, в связи с чем периодически возникают попытки использовать многоканальное звукоусиление на концертах. По счастливой случайности стандарт стереофонического звуковоспроизведения оказался настолько художественно значимым, что все попытки многоканального звуковоспроизведения пока оправдали себя лишь как звуковые эффекты, применяемые для иллюстрации видеоряда. В концертной практике пока нет замены стереофоническому звукоусилению, а все дополнительные громкоговорители применяются лишь в целях коррекции звукового поля портальных систем.
Современные концертные комплексы, особенно стационарные, оснащены многоканальной системой озвучания зала. Многоканальная конфигурация системы увеличивает художественные возможности, но предъявляет дополнительные требования к согласованию каналов для работы в стереофоническом режиме.
Количество и сложность звукоусилительного оборудования достигли таких размеров, что возникли трудности в управлении этим оборудованием и его размещении. Можно, с одной стороны, выполнить большую аппаратную и заставить ее стойками с оборудованием, но в таких аппаратных теряется атмосфера зала. Звукорежиссер всегда стремится быть как можно ближе к зрителям, и современные малогабаритные цифровые консоли позволяют осуществить эту задачу, переместившись из аппаратной в небольшую ложу в зале. В этом случае приборы остаются в аппаратной, а управление осуществляется с помощью персонального компьютера. Практически все современные цифровые приборы имеют интерфейс управления, причем скудность пользовательского интерфейса на самом приборе с лихвой компенсируется удобством управления с компьютера. В настоящее время активно развиваются технологические решения, позволяющие объединять между собой цифровые приборы с помощью стандартных компьютерных линий связи, что ведет аудиосистемы к такой же революции, какая произошла в компьютерных технологиях с появлением компьютерных сетей.
Цифровые аудиосистемы состоят из периферийных аналоговых устройств, снабженных цифровыми интерфейсами, цифровых устройств обработки и маршрутизации сигнала и цифровых линий связи. Структура и функциональность таких систем обладает большой универсальностью и может управляться как с помощью специализированных консолей (цифровые микшерные пульты), так и с помощью персонального компьютера.
Всякого звукорежиссера рано или поздно посещает идея найти такую «волшебную» передаточную кривую электроакустического тракта, которая позволяла бы по приборам выполнять коррекцию звукоусилительной системы и обеспечивать одинаковое звучание во всех залах.
Утопичность этой идеи связана с тем, что концертные площадки имеют разный уровень реверберации, разное поглощение на разных частотах, а также разные размеры. В связи с этим, чем ниже качество получаемого звука, тем с меньшим уровнем громкости приходится работать, чтобы сохранить комфортность звучания. Более высокие уровни звукового давления достигаются за счет повышения уровня низкочастотных компонент в спектре концертного звука. Наиболее благоприятной в смысле условий является работа на открытом воздухе, и в этом случае появляется возможность разогнать уровень звукового давления до 110 дБА. Соответственно, предъявляются повышенные требования к качеству аранжировок и равномерности звучания инструментов, создающих наполнение в диапазоне частот 40…80 Гц. Критерием правильной настройки звукового тракта концертной системы обычно служит комфортное звучание высококачественных компакт-дисков.
За базовую настройку можно принять линейную АЧХ системы с плавным спадом в сторону высоких частот. В области низкочастотной границы воспроизводимого диапазона на частоте 60 Гц делается подъем примерно 3…5 дБ шириной около одной октавы.
В случае, когда источниками сигнала являются преимущественно микрофоны, концертная коррекция будет иметь слишком большое усиление на низких частотах, поэтому следует остановиться на компромиссном варианте, когда АЧХ тракта будет выглядеть почти горизонтально. Кстати, для мониторной системы горизонтальная передаточная характеристика обеспечивает наиболее удобный режим работы.
Важнейшим звеном в системе звукоусиления является взаимодействие архитектурной акустики зала с кластерами акустических систем. Этим объясняется бурный рост различных систем звукоусиления, претендующих на решение задачи управления звуковой энергией в пределах зала. Для обеспечения желаемого звукового давления, приходится объединять акустические системы в кластер, что усложняет настройку звучания системы. Естественно, индустрия звукоусиления не стояла на месте и методично искала резервы повышения качества звучания.
Вот примеры концептуальных акустических систем, призванных обеспечить решение проблемы создания равномерного звукового поля.
Начало 80-х годов. Electrovoice MT-4. Это мощная акустическая система, состоящая из низкочастотного и высокочастотного кабинетов. Высокочастотный кабинет представляет собой трехполосную рупорную акустическую систему, обеспечивающую равномерное звуковое поле в пространстве 40і60°. Низкочастотный кабинет содержит четыре 18" громкоговорителя. Очень мощная система, обеспечивающая работу на максимальной мощности при искажениях, не превышающих 2%.
Turbosound Flashlight. Акустическая система, состоящая из высокочастотного и низкочастотного рупорных кабинетов. Рупорные излучатели позволяют ограничить угол излучения на высоких частотах, что дает возможность повысить разборчивость в сложных акустических условиях. Несмотря на сложность подвески, небольшую акустическую мощность и сужающуюся с повышением частоты ширину диаграммы направленности, эта звуковая система до сих пор имеет немало приверженцев в Европе и Австралии.
1985 год. EAW KF850, трехполосный рупорный кабинет для применения в кластерах, стал классикой акустической системы для турового применения. Благодаря простоте сборки систем в кластер и равномерности звукового давления в пределах нормированного угла излучения эта акустическая система позволяла формировать кластеры для обслуживания площадок разной величины. EAW совершенствовал эту концепцию вплоть до пришедшей на смену концепции линейного массива.
Начиная с 1994 года произошла смена ориентиров — впервые на американском рынке была продемонстрирована новая акустическая система L-ACOUSTICS V-DOSC, позволяющая обеспечить принципиально новые возможности управления звуковым полем. Ядерный физик Кристиан Хейл продемонстрировал возможность применимости волновой теории звука во всем диапазоне звуковых частот. Принцип линейного массива впервые позволил создать сборный источник звука большого размера, свободный от интерференции между кабинетами.
Как развитие теории линейного массива в настоящее время существует множество способов объединения кабинетов в кластер для озвучания площадок как большого, так и малого размеров. Неизменным в этих системах остается одно — при сложении звука из соседних кабинетов звуковое поле от кластера лишено неравномерности, возникающей в результате интерференции между соседними кабинетами. Не подлежит сомнению, что линейные массивы избавили системы звукоусиления от интерференции, упростили монтаж, повысили уровень звукового давления. Однако это только начало пути к управляемому звуковому полю.
Буквально в последние несколько лет получил развитие новый класс низкочастотных систем с кардиоидной диаграммой направленности. Особенно активно в этом направлении работают фирмы Meyer Sound, Nexo и d&b. Принцип работы таких систем является обратным тому, который определяет работу конденсаторного микрофона с кардиоидной диаграммой направленности. Если взять два низкочастотных кабинета, поставить их «спиной к спине», включить в противофазе и обеспечить задержку звука в одном кабинете относительно другого, то это приведет к сложению звукового поля от двух кабинетов в одном направлении и вычитанию в противоположном.
Новым классом звуковых систем, безусловно, являются активные акустические системы, позволяющие осуществлять индивидуальную обработку звукового сигнала, подаваемого на каждый громкоговоритель. Пока такая технология является достаточно дорогостоящей, однако не за горами то время, когда настройка диаграммы направленности кластера будет осуществляться средствами встроенного в активную систему цифрового процессора.
Сигнальная цепь системы звукоусиления состоит из следующих звеньев:
Источники сигнала → Сценическая коробка → Мультикор → Сплиттер→ → Микшер → Процессор управления громкоговорителями → Мультикор → Усилители→ → Акустические системы.
Это обобщенная цепь прохождения сигнала, и в каждом конкретном случае состав оборудования может отличаться от приведенного.
Стоимость входного канала современного концертного аналогового микшерного пульта находится в диапазоне от пятисот до двух тысяч долларов, количество входных ячеек выбирается не меньшим, чем количество источников сигнала. Кабельная система строится по принципу обеспечения гибкого подключения необходимого количества инструментов в нужной точке сцены, поэтому выполнена на базе стандартных мультикабелей небольшой емкости, называемых сабснейками (subsnake) и представлящих собой, к примеру, 12-парный мультикор с кабельной коробкой на одном конце и мультиразъемом на другом. Ввиду неполной загрузки каждого сабснейка емкость таких мультикоров может в два раза превышать количество входных ячеек пульта. Имея набор сабснейков необходимой длины, можно всегда подключить множество источников, не создавая хаос проводов на сцене. Далее, с помощью патч-панелей, рабочие каналы каждого сабснейка коммутируются с входными линиями, соответствующими входным ячейкам микшерного пульта. Таким образом, появляется возможность подать любой источник сигнала на нужный канал микшерного пульта, используя стандартные и взаимозаменяемые элементы кабельной системы.
Для обеспечения помехоустойчивости и надежности принято разбивать сложную кабельную систему на отдельные подсистемы, чтобы нарушения, возникающие в кабельной сети, было легче найти и исправить. Это может быть случайное подключение внешнего устройства, питаемого от «чужой» электросети, короткое замыкание в разъеме или случайное прикосновение корпуса прибора к металлоконструкции. В этом случае возникают помехи, которые поражают изолированный участок системы, что упрощает поиск неисправности. Устройством, обеспечивающим независимость подсистем друг от друга, является активный или пассивный сплиттер. Сплиттер представляет собой высококачественный трансформатор с несколькими вторичными обмотками, позволяющий продублировать сигнал источника для каждой подсистемы, гальванически развязав потребителей сигнала. Таким образом, стало возможным безопасно отдать сигнал на многодорожечный магнитофон, телевизионную передвижную станцию и т.п.
Обязательным элементом постановки звуковой системы является проверка входных линий микшерного пульта. Следует убедиться, что сигнал каждого источника приходит на нужный канал микшерного пульта, для него установлен правильный уровень и отсутствуют искажения. Даже в самых экстремальных условиях установки системы этот шаг должен обязательно выполняться. После проверки прохождения сигнала следует установить правильные уровни сигнала во всех приборах, через которые проходит сигнал. Слишком низкий уровень сигнала приводит к росту шумов, слишком высокий приводит к появлению нелинейных искажений, искажению статистических свойств звукового сигнала и к выходу громкоговорителей из строя. Поломка громкоговорителей обычно происходит в результате термической перегрузки или превышения амплитуды смещения подвижной системы. Существует ряд наиболее вероятных причин, вызывающих шумы в системе:
Пока техники раскладывают оборудование на сцене, у звукорежиссера есть время для проверки и настройки портальной системы. Необходимый инструмент настройки — спектроанализатор. Но не нужно покупать дорогие приборы — достаточно загрузить ноутбук соответствующей программой, можно даже использовать встроенный электретный микрофон. Однако для большего удобства следует обзавестись портативным цифровым спектроанализатором со встроенным электретным микрофоном. Цифровые кроссоверы позволяют обеспечить высокую гибкость в настройке системы.
Начать нужно с проверки частотной характеристики в каждой полосе, чтобы с помощью параметрического фильтра выровнять возможные отклонения передаточной характеристики от линейной (это может быть горизонтальная или наклонная АЧХ). Если этого не сделать, то на стыке полос акустическая частота раздела не будет соответствовать электрической. Часто встречающийся дефект настройки — «бубнение» ящика субвуфера вследствие смещения акустической частоты раздела вверх относительно электрической. Следующим шагом является согласование усиления каждой полосы на частоте раздела полос. Совместив все полосы, получаем передаточную характеристику всей системы, которую будем корректировать параметрическим эквалайзером на входе левого и правого каналов.
Для начала следует поставить запись с высококачественным музыкальным материалом, послушать звук в разных местах зала и определиться с важнейшими параметрами звукового поля. Важно добиться равномерности покрытия зрительских мест. Появление областей зала с избыточной громкостью устраняется как правильной развеской акустических систем в кластере, так и регулировками чувствительности на усилителях мощности, отвечающими за звук в чрезмерно громко звучащей акустической системе. Затем можно приступать к выстраиванию передаточной характеристики звукоусилительного тракта. Здесь лучшим инструментом настройки будут сначала ваши уши, а уж потом совмещение ваших ощущений с измеренной спектроанализатором передаточной функцией.
Наибольшую трудность вызывает настройка звуковой системы в помещении, потому что отраженный от поверхностей звук имеет совсем другой спектральный состав, чем прямой звук от акустических систем. Кроме этого, на низких частотах особенно заметны стоячие волны. Для получения объективной информации об АЧХ системы приходится проверять звук в разных точках зала, чтобы уловить общую тенденцию в сильно различающихся показаниях. К сожалению, шаблона для настройки коррекции не существует, потому что реверберация зала, искажения громкоговорителей, уровень громкости и многие другие параметры влияют на субъективное восприятие звучания инструментов, меняют их тембр и относительный баланс. Инженерные методы расчета звукового поля не учитывают эти особенности и применяются для приблизительного расчета с последующим уточнением настроек на месте.
Наконец, преодолев все технические проблемы, можно звать артистов на сцену и приступать к работе за микшерным пультом. Но это — уже другая тема…
Благодарим за предоставленный материал «Издательство 625»
index.html | 4957403654 | 7403654@mail.ru | sitemap.html © 1994 – 2009 СКБ РАСТР